В 2014 году вышла книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» — результат исследования компаний, продвигавших нестандартные принципы управления. Изучив концепцию спиральной динамики психолога Клера Уильяма Грейвза, Лалу решил рассматривать организации как живой организм, который проходит разные стадии эволюции. Каждая стадия соответствует определенному цвету. Бирюзовый — это своего рода эволюционный идеал для Фредерика Лалу.

Давайте разбираться во всей этой палитре цветов. Лалу выделил семь стадий, пять существуют до сих пор.

Реактивная (инфракрасная). Сто тысяч лет назад люди жили небольшими группами. Внутри группы не было разделения обязанностей и иерархии — все занимались собирательством.

Магическая (пурпурная). Пятнадцать тысяч лет назад люди перешли от  групп к племенам. Появились посредники между духами и людьми — шаманы или вожди. У них была уже некоторая степень власти.

Красная (импульсивность). Власть устанавливается за счет агрессии, иерархическое устройство неоспоримо. Разделение труда, команды спускаются сверху вниз. Примеры: мафия.

Оранжевая (конформизм). Подчинение установкам, которые считаются универсальными для всех. Самодисциплина как способ жить «правильно», любое нарушение дисциплины карается. Программируемые процессы, стабильная организация. Примеры: армия, церковь.

Желтая (прогресс). Мир — машина: он предсказуем и его можно контролировать благодаря науке и техническим достижениям. Организационная тактика: инновационность, подотчетность. Примеры: банки.

Зеленая (плюрализм). Стремление предоставлять всем людям равные возможности. Культура ценностей, значимость заинтересованных лиц. Примеры: многие некоммерческие, благотворительные организации.

Бирюзовая (эволюция). Мир не похож на машину. Человек использует свой собственный креативный потенциал для достижения общественного блага. Главные черты: самоконтроль, целостность, эволюционная цель.

Чем же бирюзовая компания так очаровала Федерика Лалу?

Лалу изучал компании по всему миру и сделал вывод, что прежние организационные принципы не отвечают потребностям современных людей.

Двадцать лет назад важно было найти постоянную работу на всю жизнь. Сегодня это неактуально. Человек уже не боится уходить с насиженного места и пробовать что-то новое. Молодое поколение готово пожертвовать зарплатой — уйти в компанию, где платят меньше, но есть глобальная цель.

У поколения до 30 лет очень высок запрос на интересную работу, адаптированную под их потребности (график, удаленка, гибкая система оплаты). Бирюзовые компании отвечают этим ожиданиям.

Такие компании стоят на 3 китах:

— Самоорганизация. Нет руководителей, только ответственные сотрудники. Причем любой сотрудник может принять любое решение. В том числе по зарплате коллеги, или по выпуску нового продукта. Но это решение должно быть поддержано всей командой. В случае спора — специальная процедура разрешения конфликтов. Здесь нет названий должностей и должностных инструкций, обязанности перераспределяются в рабочем порядке.

— Эволюционная цель. Понятное для всех сотрудников описание пользы, которую приносит компания. Причем понимание цели может (и должно) меняться со временем, поэтому она и «эволюционная». Прибыль — не цель, а результат хорошей совместной работы.

— Целостность. Сотрудник больше не ресурс, а личность со своими интересами и потребностями. И это должно не просто учитываться, а работать на благо компании. Каждый член команды максимально вкладывается в свою работу, потому что сам этого хочет и понимает зачем. Дресс-код, график работы и спускаемые сверху планы не приветствуются.

Бирюзовая организация выглядит утопично и не очень убедительно. Сказать, что именно за ней будущее, невозможно.  Здесь очевидна проблема поиска идейно-совпадающих людей и явно специфичные требования культуры внутренней среды общения. Так что, на наш взгляд, бирюзовые вряд ли получат большую популярность, но отдельные элементы «бирюзы», вероятно, появятся и в традиционных компаниях.

Рубрики: Полезно знать

Похожие записи

Полезно знать

Управляй своими эмоциями

Техника «STOP» Некоторые из нас слепо руководствуются своими чувствами. Другие, наоборот, стараются подавить их. Обе эти стратегии не самые удачные! А что же нужно делать? 1) Прислушиваться к эмоциям — в них заложена важная информация! 2) Управлять ими —  чтобы Read more…

Полезно знать

Генри Форд. Умные мысли от американского промышленника

Генри Форд (30.07.1863 – 07.04.1947гг.) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.  Автомобильный гений Генри Форд, родившийся полтора века назад, перевернул представление общества не только о Read more…

Полезно знать

Кейс про вовлеченность

К нам обратилась компания, имеющая несколько филиалов, находящихся в разных городах России,  с проблемой падения вовлеченности персонала и отсутствия общего позитивного настроя коллектива.  Данная проблема стала серьезной угрозой для выполнения плана продаж. В результате работы Read more…