Хотите быть лучшими? Учитесь у лидеров!
К нам в руки попал «Корпоративный справочник Netflix», который создал основатель компании Netflix Рид Хастингс. Интересно, местами странно, но точно есть о чём подумать!
Но обо всем по порядку.
В 1998 году это был маленький сервис по доставке DVD, а сегодня Netflix — лидер индустрии, бизнес с девятизначной прибылью.
Рид Хастингс создал уникальную культуру Netflix. И поставил в ней человека выше процессов.
Он определил 7 ключевых аспектов культуры:
- Ценности
- Высокие результаты
- Свобода и ответственность
- Контекст вместо контроля
- Одно направление, без жесткой связи
- Оплата на верхней границе рынка
- Развитие и продвижение
Рид Хастингс назвал 9 качеств, которые обязан иметь любой сотрудник:
- Рассудительность. Вы принимаете взвешенные решения, несмотря на неопределенность, выявляете основную причину и уходите глубже борьбы с симптомами, умело расставляете приоритеты: что должно быть сделано хорошо сейчас, а что можно улучшить позже.
- Коммуникабельность. Вы умете хорошо слушать, вместо того чтобы принимать поспешные решения, сохраняете самообладание в стрессовых ситуациях. Умеете ёмко излагать свои мысли и устно, и письменно. Вы относитесь к людям с уважением, независимо от их статуса или несогласия с вами.
- Результативность. Вы выполняете впечатляющий объем работы, демонстрируете неизменно высокие результаты, коллеги могут положиться на вас. Вы сфокусированы на выдающемся результате, а не на процессе. Вы склонны к действию, а не к парализующему анализу.
- Любознательность. Вы быстро и охотно обучаетесь, стремитесь понять стратегию, рынок, клиентов и поставщиков, Вы широко осведомлены о бизнесе, технологиях и развлечениях. Вы можете быть полезны даже за пределами вашей специальности.
- Инновационность. Вы способны переосмысливать вещи и находить новый подход к решению трудных задач. Если необходимо, Вы бросаете вызов принятым предположениям и предлагаете лучшие подходы. Вы генерируете новые полезные идеи. Вы сохраняете гибкость процессов, минимизируя сложности и находя время на упрощения.
- Смелость. Вы всегда высказываете свое мнение, даже если оно является спорным. Вы принимаете разумный риск. Вы ставите под сомнение действия, не совместимые с нашими ценностями.
- Страсть. Вы вдохновляете своим стремлением к совершенству. Вы заинтересованы в успехе Netflix и стремитесь к нему. Вы настырный, упорный, и любите праздновать победы.
- Честность. Вам присуща искренность и прямота. Вы всегда говорите о коллегах только то, что могли бы сказать им прямо в лицо. Вы быстро признаете ошибки.
- Самоотверженность. Вы всегда стремитесь к тому, что было бы лучше для Netflix, нежели лично для Вас или Вашей команды. Вы ставите личные амбиции на второй план в поисках лучших решений. У вас всегда есть время помочь коллегам. Вы искренне делитесь новыми идеями и информацией.
Наличие этих ярко выраженных качеств является пропуском в мир Netflix. Но никто вам не сможет гарантировать, что вы будете там работать вечно!
Netflix не стремится быть работой на всю жизнь.
Рид Хастингс открыто заявляет: «Мы не семья! Мы команда профессионалов».
Здесь главную роль играют выдающиеся результаты. Ты в команде, если выполняешь работу отлично. За хорошую работу тебя уволят (с щедрым пособием, конечно). Никакой посредственности, только настоящие звёзды!
Звёздная команда подходит к работе с творческим азартом и способна решать самые масштабные задачи.
Главная задача руководителя – собрать команду из первоклассных сотрудников.
И денег они на это не жалеют! Зарплаты в компании выше рыночных. И за этим чётко следят все: и HR, и менеджер. И каждый год зарплата пересматривается заново для работников с лучшими результатами. Если вы недостойны поднятия оплаты труда, то вы уволены за хорошие, но не выдающиеся результаты.
В Netflix считают, что большая заработная плата – самая эффективная форма компенсации. Никаких премий! Только оклад + медицинская страховка ($10 тыс. ежегодно).
Netflix работает на креативном рынке. А творческие люди лучше всего работают при высокой зарплате, которая позволяет не волноваться о будущем.
Звезда – это сотрудник, который достигает ошеломляющих результатов. Компанию интересуют именно результаты, а не время, проведенное в офисе, или потраченные усилия.
Кстати, внешний вид сотрудника тоже не важен.
Культура высоких результатов подходит не каждому. Крайне серьезно в компании относятся к этапу отбора соискателей. На собеседовании кандидату задают много вопросов про soft skills, чтобы найти ответственную звезду с самомотивацией, самосознанием, самодисциплиной, самосовершенствующуюся. Звезду, которая поступает как лидер, и не ждёт указаний к действиям.
Рейтингование, как метод работы с персоналом, категорически отрицается. И это логично! Ведь тогда кто-то займет не первое, и даже не второе место. А как такое может быть, если все сотрудники – лучшие из лучших?!
Не занимается Netflix и карьерным планированием. Многолетние карьерные программы – не эффективны. Сотрудники компании самосовершенствуются. Результативные люди способны расти в процессе получения опыта, наблюдений, чтения и обсуждений. В компании они находятся в обществе потрясающих коллег и интересных рабочих моментов. Это позволяет им выходить на новый уровень результативности. Единственное исключение – это стажировка нового сотрудника, здесь есть и контроль, и план.
Рид Хастингс признает, что по мере роста компании сложно не перейти к системе жёсткого контроля, чтобы избежать хаос в процессах. Но он выбрал другую модель — увеличивать свободу сотруднику вместе с ростом компании, продолжать привлекать и вдохновлять креативных людей, чтобы иметь больше шансов на устойчивый успех. Ответственные люди процветают на свободе и достойны свободы.
Ключ успеха в том, чтобы увеличивать концентрацию талантов быстрее, чем растет сложность процессов.
Для руководителей важно установить верное направление (контекст) для получения высоких результатов. Важно связать воедино стратегию, цели и функциональные задачи. И этому уделяется масса времени и сил – в компании проходят встречи высшего руководства, квартальные отчётные собрания, совместные деловые ужины и встречи с сотрудниками разного уровня. Главная цель этих встреч — удостовериться, что все двигаются в одном направлении. В общий доступ выкладываются десятки документов, поясняющие контекст. Сейчас Рид Хастингс проводит на таких встречах около 500 часов в год, т.е. примерно четверть его годовой работы – это создание понимания стратегии разными уровнями сотрудников.
Культуру компании нельзя выстроить раз и навсегда. В Netflix она постоянно обсуждается и эволюционирует.
Вот, что мы думаем о философии Netflix:
- Управлять даже одной яркой талантливой звездой непросто. А когда компания состоит только из них, то эффективности и результативности можно добиться только при наличии чётко продуманной философии. Без тотального контроля, который очень удручает творческих людей, но с рамками и вектором для их движения. Это не пирамидная структура управления, где идейный глава компании находится на самом пике. Это структура дерева. Где в его основании находится CEO, он задаёт направление, а ветки- сотрудники, которые принимают решения, руководствуясь контекстом стратегии. Здесь на первое место выходит именно абсолютное понимание и принятие направления движения компании. А значит, важны коммуникации. Поэтому Рид Хастингс столько времени тратит на встречи с сотрудниками.
- Система отбора кандидатов должна работать точно и гибко. Она не должна быть громоздкой, что не терять время, но должна снижать вероятность ошибки до нуля. В то же время процесс собеседования должен быстро реагировать на изменения на рынке труда или в самой компании.
- Рейтингование и соревнование в рамках Netflix потеряло всякий смысл. Но, как показывает наш опыт, это отличный инструмент мотивации сотрудников. Особенно для рабочих специальностей или больших отделов с похожим функционалом. История про соревнования, лучшие бригады и значки/флажки/кружки для победителей записана в наших ДНК. Это и придаёт определенный драйв рутине, и позволяет сотрудникам соотнести качество своей работы с лучшими показателями.
- Правило «Претендуешь? Соответствуй!» привлекает своей прямотой. Это про честный обмен способностей на моральное и финансовое вознаграждение. Компания даёт крутых коллег, масштабные цели, нестандартные задачи, высокую зарплату и престиж своего бренда, в ответ сотрудник достигает результаты ответственно, стабильно, творчески и с азартом в глазах. Если данные условия не выполняются, то сделка неотвратимо расторгается. Главное — в процессе непрерывного бега за сверхрезультатами не заработать первоклассный нервный срыв.
- «Не бойтесь ошибиться» — подобная стратегия возможна далеко не во всех сферах. Например, медицина, производство не могут себе позволить рисковать. Их ошибки будут стоить жизней людей. Нельзя слепо взять и внедрить идеи Netflix в свою компанию. Важно помнить, что философия компании рождалась внутри нее и поэтому эффективна.
Но самое главное, что проходит красной нитью через весь «Корпоративный справочник Netflix» — это мысль о том, что с командой единомышленников можно достичь любых высот! Соберите вокруг себя людей, которые разделяют ваши идеалы. И тогда всё невозможное станет заслуженно достижимым!
PS У нас есть «Корпоративный справочник Netflix» на английском языке. Напишите нам, и мы с удовольствием поделимся им с вами 🙂
0 thoughts on “Netflix: Держитесь немного ближе к грани хаоса.”