Время жесткого планирования и бюджетирования прошло!

Ситуация в экономике полностью соответствует понятию VUCA. Выиграют те компании, в которых сотрудники в состоянии улавливать изменения во внешней среде и  быстро принимать решения. Этого не добиться, если применять устаревшие методы управления персоналом. Поговорим о новых методах!

1. Принцип Agile: не менеджмент, а философия.

Agile — это образ мышления, основная идея которого «Никакого начальства!».

Люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов.

Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

Готовность к изменениям важнее первоначального плана.

Команды формируются под определённый проект. У каждого есть своя задача, и он за неё отвечает и перед коллегами, и перед заказчиком. В Команде нет начальников и иерархии. Решение принимают члены команды, которые вместе отвечают за успех или неудачу.

Например, в традиционной пекарне новым рецептом занимаются шеф-повар и технолог.

В Agile пекарне для создания рецепта привлекут всех, кто будет работать с новой выпечкой: технолога, шефа, продавцов, специалистов отдела доставки и закупки продуктов, владельца пекарни. И обязательно — реальных покупателей.

Достоинства системы:

Свобода от диктата бумажек. Можно больше времени посвящать развитию своего потенциала и меньше — подготовке формальных отчётов.

Больше общения. Внутри коллектива складываются настоящие команды, готовые в нужный момент прийти товарищу на помощь ради успеха общего дела.

Комфортный режим работы и объём нагрузки.  Agile запрещает авралы и пропагандирует комфортный ритм, в котором интересно работать.

Недостатки:

— 30% времени уходит на то, чтобы выстроить отношения внутри команды.

— Невозможно рассчитать точный срок работы из-за того, что требования постоянно меняются.

— Нужны высококвалифицированные специалисты.

— Не каждая команда может работать без начальника.

Не смотря на минусы, Agile приносит свободу от формальностей, желание профессионально развиваться и чувство команды.

2. Стратегия ROWE (Results-Only Work Environment): все ради конечного результата.

Создатели этой концепции HR-консультанты Джоди Томпсон и Кали Ресслер. Свой подход они описали в книге «Офис в стиле фанк».

Их девиз — «Вы не перерабатываете, потому что Вам просто не нужно перерабатывать».

Суть этой стратегии в том, руководители управляют результатами, а не людьми. Сотрудники сами решают, как, когда и где будут работать. Главное – выполнить задачу качественно и в срок. Не важно, сколько времени тратит человек на работу – 2 часа в день всю неделю или 15 часов, но только по понедельникам. Не имеет значения, работает сотрудник дома, в офисе, на пляже или в кафе. Платят сотруднику за конечный результат, а не за количество отработанных часов.

Руководитель ставит сотруднику четкую задачу, уточняет результат и срок. После этого даёт подчиненному полную свободу.

Джоди Томпсон и Кали Ресслер считали, что наши представления о работе безнадежно устарели. Стандартный ритм «с понедельника по пятницу с 9 до 18» – пережиток, который мешает быть эффективными. Работа быстро становится рутиной, сотрудники находятся под постоянным контролем, вдохновения нет. К тому же, согласно их исследованиям, при 40-часовой рабочей неделе около 14 часов работники делают то, что не имеет отношения к работе.

Достоинства:

— Сокращается текучесть персонала.

— Работники достигают баланса работы и личной жизни.

— Повышается удовлетворенность работой и компанией.

Недостатки:

— Хорошо работают только те, у кого высокая степень самоорганизации.

— Руководители подразделений должны выступать для подчиненных в роли наставника. А этому надо учиться.

— Нужны высококвалифицированные специалисты. Возможно, такая система подходит не всем. Но в любом случае стоит признать: «отработано много часов» не значит «выполнено много работы» и тем более не обязательно подразумевает лучший результат.

3. Третьей моделью, которую мы рассмотрим, будет модель Beyond Budgeting: управление без бюджета и жестких рамок. Эта концепция родилась в недрах одного из ведущих скандинавских банков.

Основная суть в том, что от традиционного бюджетирования следует отказаться — оно сковывает действия. Ведь боясь выйти за рамки бюджета, сотрудник упускает возможности сделать что-то новое.

Вместо детализированного бюджета готовится план мероприятий, а отчетные периоды привязываются не к календарю, а к конкретным стадиям проекта.

Управленцы следят за соотношением доходы/расходы в режиме реального времени. Контроль строится не на сравнении факта с планом, успех измеряют на основании сравнения с конкурентами. Компания ежемесячно оптимизирует планы в зависимости от текущей рыночной ситуации. Процедуры финансирования проектов работают внутри планового периода, а не раз в году. 

В Шведском национальном банке начальник раз в месяц с сотрудниками за чашкой чая обсуждают, что они сделали за прошедший месяц и что нужно выполнить, чтобы улучшить показатели.

Стоит согласиться с тем, что классическая система бюджетирования превратилась в профанацию. На составление бюджета тратятся огромные ресурсы компании. При этом план и факт редко совпадают хотя бы на 80%, но управленцы легко находят этому оправдания.

Достоинства этого подхода:

— Не надо тратить время, чтобы составлять и защищать бюджет.

— Стратегия становится непрерывным, открытым, адаптивным процессом.

— Менеджеры быстро реагируют на перемены, поэтому могут управлять процессами более эффективно.

Недостатки:

— Высокий уровень ответственности сотрудников.

— Необходимо кардинально изменить корпоративную культуру.

— Нужно, чтобы участвовали все сотрудники и управленцы.

Модель даёт значительно больше, чем чисто контрольные функции, это глобальная управленческая концепция. Поэтому для её внедрения требуется участие и поддержка от всей команды управленцев.

4. МВО, BSC и KPI

Быстро меняющийся рынок диктует свои условия! Но исследования показывают, что только 13% сотрудников работают осознанно, у остальных проблема с расстановкой приоритетов.

Методика «Управление по целям» (МВО) — эффективный инструмент для постановки и контроля выполнения задач на уровне тактического менеджмента. При этом задачи должны вытекать из задач, определенных на стратегическом уровне, где наиболее эффективна «Сбалансированная система показателей» (BSC).

BSC определяет 4 стратегических зоны, отражающих соответствующие перспективы компании: финансы, клиенты, конкурентные преимущества и программа развития.

В тактическом менеджменте активно используется термин «МВО» — Management by Objectives — процесс согласования целей внутри организации таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают их значимость.
Преимущества:

  • Жесткая иерархия целей «сверху-вниз».
  • Система стимулирования ориентирована на достижение результатов.
  • Постоянная обратная связь и возможность оперативной корректировки деятельности.

Сложности:

  • Затраты на разработку требуют много ресурсов;
  • Возможен сценарий, когда цель оправдывает средства.
  • Сопротивление сотрудников целям, спущенным «сверху».

Работник должен быть привлечен в процесс формулирования целей, цели сотрудников, описанные по  технологии SMART, должны логично вытекать из целей организации.

И МВО, и BSC подразумевают использования KPI – ключевых показателей эффективности. Каждый сотрудник должен иметь чёткие KPI, которые обеспечивают выполнение KPI руководителей вышестоящих уровней.

При внедрении KPI становится четкой и прозрачной система мотивации. Важно помнить о постоянном мониторинге эффективности применяемых показателей!

В качестве итога можно сказать, наличие оптимальной системы управления позволит навести порядок в организации, разграничить полномочия, повысить управленческую компетентность руководителей и личную эффективность сотрудников.

Рубрики: Полезно знать

Похожие записи

Полезно знать

Netflix: Держитесь немного ближе к грани хаоса.

Хотите быть лучшими? Учитесь у лидеров! К нам в руки попал «Корпоративный справочник Netflix», который создал основатель компании Netflix Рид Хастингс.  Интересно, местами странно, но точно есть о чём подумать! Но обо всем по порядку. Read more…

Полезно знать

Почему не закрываются вакансии? И что с этим делать!

У каждой компании есть «прОклятые» вакансии, которые долго не закрываются или по которым идёт постоянный подбор. Каждый из нас может вспомнить вакансии, которые «висят» на сайтах годами. Возникает вопрос: Что не так? Завышенные требования при Read more…

Полезно знать

Топ-9 навыков для успешного 2021 года

Новая реальность диктует свои условия! Дистанционное управление командами  — это особая система постановки задач, контроля исполнения и поддержания мотивации. Вот 9 основных навыков, которые позволят менеджерам преуспеть в 2021 году. 1. Технические навыки по работе Read more…