Сейчас в российском и в мировом обществе активизировались диалоги про поколения. Иксов волнует взаимодействие и управление поколениями – что не случайно, ведь именно Иксы находятся на управляющих позициях. Поэтому у них есть много сотрудников разных поколений, в том числе непонятное поколение Миллениум.
Евгения Шамис, амбассадор Теории поколений в России, дает чёткую раскладку по периодам рождения всех поколений:
- Победители/Строители (1903-1923);
- Молчаливое (1923-1943);
- Беби-Бумеры (1944-1963);
- Икс (Х) (1964-1984);
- Миллениум (Y) (1985-2003);
- Хоумлендеры (Z) (2004-нв).
Исходя из этой информации, можно сделать вывод – новый основной поток соискателей и сотрудников состоит именно из этого загадочного Миллениума. На практике сразу стало понятно, что прежние методы мотивации и управления с ними не работают. Один из способов – это изучить их ценности, адаптировать систему под новый тип сотрудников.
Конечно, поколенческие ценности – лишь один из видов индивидуальных ценностей. Личность всегда будет сложнее, чем абстрактный Икс или Миллениум. Способность слушать, спрашивать, анализировать важнее, чем умение быстро (по паспорту) определить, в какое поколение вписан ваш собеседник. Однако Теория поколений ценна тем, что «работает» во множестве ситуаций во всем мире. А значит, скорее всего, сработает и для вашей семьи и вашего бизнеса.
Великолепный Х
Профессионализм во всех сферах жизни – вот главная ценность для Икса.
Иксы выросли в условиях большой автономности – никто не указывал, когда, где и что делать. Выжить сначала на улице, потом в мире свободы и изменений им помогал профессионализм и стремление досконально вникать во всё, чем они занимались.
Для эффективного управления Иксами необходимо:
1. Пояснять смысл поставленной задачи, т.е. почему она возникла, что за этим стоит, что происходит вокруг (ценности X — необходимость наличия смысла и понимание этого смыла, признание его как личности, т.е. он не просто исполнитель, который делает что сказали).
2. Пояснять, почему достижение этой цели важно для самого Х, в чем его выгода, интерес. Икс более ориентирован на интересы конкретного человека. Если он их понимает, ему легче действовать.
3. Спрашивать X о его интересах (сам обычно не рассказывает). Искать и пояснять, как выполнение задачи с этими интересами связано.
4. Давать X возможность выбора — это одна из ключевых поколенческих ценностей.
5. Позволять X самостоятельно выбирать время для работы, особенно на позициях руководителей и ключевых специалистов. При этом надо помнить, что Иксы ориентированы на решение задачи и достижение целей — при необходимости сами останутся сверхурочно, будут использовать свои личные ресурсы.
6. Четко прописывать систему правил, последствия за нарушения, вознаграждения за достижения. В силу ценностей, X будут постоянно «проверять» систему правил и стремиться выходить за ее рамки. Остановить их может только рациональное понимание, что это повлечёт за собой последствия.
Хочется отметить, что Иксу важна помощь в построении управленческой команды. Его собственный набор технологий ориентирован на персональную эффективность и достижение целей за счет своих усилий или работы проектной команды профессионалов (создана для достижения какой-то цели).
Неизвестный Y
Российский бизнес столкнулся с новым вызовом — сменой поколений. На сцену вышло поколение Y. Оно перевернуло привычные представления о том, как управлять. Найти подходы к молодым людям непросто, но сделать это нужно как можно скорее, ведь подрастает уже следующее поколение — Z.
Поколение Y, или миллениумы, которым сейчас от 16 до 34 лет, пришли на смену Иксам.
Игреки — головная боль современного бизнеса. Особенно в отраслях, связанных с массовым набором персонала: ритейле, ИТ-компаниях и др. Как найти подход к Игрекам? Ответ на этот и многие другие вопросы ищет теория поколений.
72% из тысячи молодых людей до 30 лет, опрошенных компанией Hays в 2014 году в России, отметили, что для них важна интересная работа. А для 41% важен гибкий график.
В России Игреки в дефиците. Их мало — сказалась демографическая яма.
Игреки живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно всё и желательно сразу: мир меняется слишком быстро. Работодателей это раздражает, но они учатся использовать особенности поколения Y.
Нежелание работать в системе жесткой иерархии — еще одна особенность Игреков, им важно сотрудничество.
Новое поколение хочет не просто зарабатывать деньги, но и получать фан, поэтому предприниматели сегодня заговорили о счастье, как о бизнес-модели.
Руководителю Иксу стоит избавиться от ментальной ловушки, что работать – это hard. Потому что работать теперь – это cool. И создание такой организационной культуры – новое управленческое мастерство.
Для успеха бизнеса уже не нужны универсальные солдаты, с одинаковыми знаниями, с привычкой к послушанию и страхом исполнительной дисциплины.
Карьера в наше время – это непредсказуемый рост от одной должности к другой. Это галерея опытов и максимально конкурентное портфолио. Это возможность быть задействованным в различных проектах, которые развивают межфункциональную экспертизу, дают практику в новых ролях, позволяют принимать решения, формируют навыки будущего.
Поколение национальной безопасности
Z – поколение национальной безопасности, хоумлендеры – их пока нет на рынке труда, они ещё ходят в школу или садик. Это наше будущее. Какие силы оно откроет в себе лет через десять, покажет время. Явно это будет нечто особенное. Хотя… История развивается по спирали. Кто знает, возможно, поколение Z позаимствует качества «Молчаливых», «Бумеров» или «Неизвестных».
Хоумлендеры — это новое поколение замкнутых в своем внутреннем мире идеалистов-творцов. Оно даст нам новых великих российских музыкантов, художников и поэтов, как дало их поколение «Молчаливых».
Одна из ценностей Z — безопасность, ведь это поколение огромное количество времени проводит дома, под присмотром.
Большую роль в жизни Z приобретут книги. Их будут покупать в очень больших количествах, несмотря на то, что их можно будет читать и на компьютере.
В моду войдут настольные игры нового поколения, ибо это станет для Z некоей зацепкой, связывающей их виртуальный и реальный миры. Своим детям они будут покупать сугубо технические игрушки, ибо высокая технология для них будет служить символом силы. Вероятнее всего это будут электронные конструкторы и наборы, подобные старым «Юному химику», но на более высоком уровне — «Юный нанотехнолог».
Несмотря на то, что молодежь поколения Y не умеет готовить, поколение Z будет уметь это делать. Более того — делать хорошо и разнообразно. Это может даже стать искусством.
Это поколение творцов, художников и музыкантов. Они будут прекрасно ориентироваться в моделированных ситуациях, не понимая на практике методов командного взаимодействия, поскольку для них сложно понять распределение ролей в данной команде. Их мир — это мир, созданный ими лично для себя в компьютерной сети.
Мы с вами будем свидетелями и активными участниками достижений нового поколения. Некоторые исследователи пришли к выводу, что Z спасёт Мир!
Подробнее о специфике поколений мы рассказываем на тренинге «X, Y, Z — теория поколений на практике». Заинтересовало? Пишите нам!