Термин VUCA не сильно популярен, но за ним будущее. Если вы еще не в курсе, почему наш мир стали называть VUCA, то пора познакомиться с нашей новой реальностью.

VUCA – это акроним английских слов:

  • Volatility (изменчивость, нестабильность) – ситуация меняется быстро и непредсказуемо, на основе данных изменений нельзя предсказывать будущую ситуацию или планировать действия.
    Uncertainty (неопределенность) – прошлое больше не является предсказателем будущего: определение того, что грядет, является крайне затруднительным.
  • Complexity (сложность) – для принятия решения необходимо учитывать множество сложных для понимания фактов, причин и факторов.
  • Ambiguity (неоднозначность, двусмысленность) – мир, где сложно однозначно ответить на вопросы «кто, что, когда и почему».

Если совсем коротко, то это стрессовый, постоянно меняющийся мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации.

Мир VUCA – это мир, в котором эффективное прогнозирование практически невозможно.

По сути, речь идет о мире, который сошел с ума. И это наш мир! В нём мы живём, растим детей и занимаемся бизнесом. И хотим быть успешными и эффективными. А это очень непростая задача!

VUCA – это мир четвёртой промышленной революции.

Он сменил SPOD-мир:

  • Steady (устойчивый),
  • Predictable (предсказуемый),
  • Ordinary (простой),
  • Definite (определенный).

Образ действий и мышления, адаптированный под пассивный, предсказуемый SPOD-мир, в новых реалиях не работает!

Сейчас происходит внедрение в жизнь сложных инноваций: Big Data, интернет вещей, роботизация, дополненная реальность, биотехнологии – всё это трансформирует экономику. Труд, жизненный уклад людей и политика изменяются. В этом есть преимущества и опасности.

И чтобы выжить в этом мире, нужно быть адаптивным, динамичным, способным постоянно меняться.

На вызов VUCA – есть и ответ VUCA:

Vision (видение):

Коммуникация – необходимо постоянно доносить смысл цели, чтобы люди смогли понять, куда и зачем они идут.

Вера – в себя и других, которая поддерживается фактами и доказательствами.

Фокус – обеспечить ситуацию, при которой все усилия команды будут согласованы и сосредоточены на нужных сферах.

Understanding (понимание):

  • Любопытство – новая привычка — задавать вопросы и интересоваться разными сферами жизни.
  • Эмпатия – понимание, что происходит с людьми, какие их надежды, ожидания, страхи и желания.
  • Открытый ум – постоянное исследование новых идей, возможностей, постоянное отражение и поиск конструктивной критики.

Clarity (ясность):

  • Упрощение – отбрасываение всего лишнего, чтобы понять саму суть.
  • Интуиция – использовать дар знаний без рассуждений, доверие своей интуиции и опыту.
  • Системное мышление – рассмотрение проблем с глобальной точки зрения (динамическая система, система взаимодействий и взаимозависимых частей).

Agility (ловкость, гибкость):

  • Решительность – быстрая адаптация к изменению последствий и принятие решений с уверенностью.
  • Инновации или смерть – учитесь на ошибках и постоянно ищите новые пути, которые помогут стать лучше в том, что вы делаете.
  • Давайте возможность, наделяйте полномочиями – сотрудничество лучше, чем контроле; дайте возможность свободно творить, чтобы достигать невероятных результатов.

Как никогда актуальны слова Наполеона «Главное — ввязаться в бой, а там посмотрим». Времени на обдумывание и анализ ситуации крайне мало. Надо действовать. Мелкими шагами, постоянно держа руку на пульсе, идти вперед.

А что на счёт персонала? Как меняется подход к человеческим ресурсам?

Да, будущее уже наступило. Глобальные перемены пришли и в сферу управления персоналом.

Залог успеха любого бизнеса — квалифицированный персонал, умеющий быстро адаптироваться под изменчивую внешнюю среду. И без HR здесь не обойтись!

Кто они, люди VUCA? Как их найти, а главное удержать!

С первым пунктом всё в некоторой степени понятно.

Такие люди обладают:

  • гибким умом;
  • способностью к быстрому анализу;
  • нестандартным мышлением;
  • креативностью;
  • высоким уровнем интеллекта;
  • развитой эмпатией;
  • умением с любопытством воспринимать новое.

Но как найти их, замотивировать и объединить в настоящую команду?

Профессиональный менеджер по персоналу, бизнес-партнёр руководителя, мониторит не только состояние коллектива, но и мировые тенденции, чтобы вовремя скорректировать обучение, процесс введения в должность или командообразующие мероприятия.

Для того, чтобы остаться на плаву в мире VUCA, компания должна сделать больше, чем просто взять на работу талантливых менеджеров, необходимо создать динамичную культуру организации, которая поощряет гибкость, творчество и креативность на всех уровнях компании.

Есть масса современных методик, позволяющие выходить на принципиально новый уровень ведения бизнеса: SCRUM, Agile-подход, Кейс-обучение. Это больше НЕ прерогатива крупных компаний, средний бизнес тоже должен соответствовать миру VUCA.

Мы можем познакомить вас с новыми технологиями и помочь внедрить их в организацию. Также мы можем провести тренинг о мире VUCA для вас и ваших сотрудников – это будет отличной составляющей Agile-подхода.

Хотите знать больше?

Мы можем рассказать Вам и Вашим сотрудникам обо всех деталях нашего «сумасшедшего» Мира в формате тренинга.

Рубрики: Полезно знать

Похожие записи

Полезно знать

Управляй своими эмоциями

Техника «STOP» Некоторые из нас слепо руководствуются своими чувствами. Другие, наоборот, стараются подавить их. Обе эти стратегии не самые удачные! А что же нужно делать? 1) Прислушиваться к эмоциям — в них заложена важная информация! 2) Управлять ими —  чтобы Read more…

Полезно знать

Генри Форд. Умные мысли от американского промышленника

Генри Форд (30.07.1863 – 07.04.1947гг.) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.  Автомобильный гений Генри Форд, родившийся полтора века назад, перевернул представление общества не только о Read more…

Полезно знать

Кейс про вовлеченность

К нам обратилась компания, имеющая несколько филиалов, находящихся в разных городах России,  с проблемой падения вовлеченности персонала и отсутствия общего позитивного настроя коллектива.  Данная проблема стала серьезной угрозой для выполнения плана продаж. В результате работы Read more…